Уланова Галина Сергеевна ( р. 26.12. 1909 / 08.11.1909, Петербург), советская артистка. Народная артистка СССР (1951). Дважды Герой Социалистического Труда ( 1974,1980). Отец Галины Улановой — артист и режиссёр балета, мать — артистка балета и педагог. В 1928 Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище (занималась у своей матери М. Ф. Романовой и у А. Я. Вагановой). В том же году была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета ( позже театр им. Кирова). В 1944 — 1960 солистка Большого театра.
Искусство Улановой совершенно, гармонично. В его основе — идеальное соответствие, безупречность пропорций жизненного и условного. Артистка обобщала конкретное, поэтизировала жизненное, возвышала обычное. Творчеству Улановой свойственна редкая гармоничность всех выразительных средств и элементов хореографии. Еще в начале деятельности Улановой критики писали о полной слитности в её исполнении танцевальной техники, драматической игры, пластики. Не нарушая строгой чистоты линий классического танца, она наполняла их трепетным настроением, придавала грацию и музыкальность простым, обыденным действиям, а самым сложным, технически изощренным танцевальным движениям — непринужденность и естественность человеческого жеста. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе. Это особое искусство пластических замедлений, замираний, затиханий создавало танцевальное туше, пианиссимо, тонкую выразительность. Уланова не чеканила движения и позы, её танец лился легко, отражая малейшие нюансы внутренней жизни героинь, оттенки настроений, подчас неуловимые, неосознанные душевные порывы и движения.
Совершенная классическая танцовщица, Уланова не только была замечательной исполнительницей партий Одетты — Одиллии (”Лебединое озеро”, впервые в 1929, балетмейстер Л.И. Иванов — М.И. Петипа; 1934, редакция балетмейстера Вагановой); Авроры ( “Спящая красавица”, 1929, балетмейстер М.И. Петипа); Маши ( “Щелкунчик”, 1934, балетмейстер В.И. Вайнонен); подлинной создательницей образа Жизели (“Жизель” Адана. 1932, возобн. А. Я. Ваганова, 1944, Л.М. Лавровский) на сов. сцене, но и артисткой, доказавшей возможность “перевода” на язык танца произведений великих поэтов, выражающих большое философское содержание, силу человеческих
страстей и переживаний.
Искусство Улановой, истинно русской актрисы, развивающей принципы и традиции русской хореографической школы, проникнуто гуманизмом. Её героиням свойственна особая хрупкость, незащищенность, женственная слабость, но в тоже время несгибаемая сила, героическое напряжение духа.
Развитие творчества Улановой — это постепенное движение от лирики к трагедии. Со временем в хрупкой и беззащитной Марии ( “Бахчисарайский фонтан” Асафьева, впервые исполнила в 1934 году, балетмейстер Р. В. Захаров) появились черты непримиримости, в нежной Джульетте ( “Ромео и Джульетта” Прокофьева, впервые в 1940, балетмейстер Лавровский; 1946, Большой театр, балетмейстер тот же; Гос. пр.СССР, 1947) — страсть и воля. Вершина трагедийного искусства Улановой — сцена сумасшествия в балете “Жизель”. В репертуаре Улановой партии: Комсомолки (“Золотой век” Шостаковича, 1930, балетмейстер В.И. Вайнонен, Л.В. Якобсон, В. П. Чеснаков), Сольвейг ( “Ледяная дева” на музыку Грига, балетмейстер В. Ф. Лопухов), Царь-девица ( “Конёк-горбунок” Пуньи, 1932, балетмейстер М.И. Петипа, А. А. Горский, В.Ф. Лопухов), Актрисы ( “Пламя Парижа”, 1934, Астафьева, балетмейстер В.И. Вайнонен), Дианы (“Эсмеральда”, 1935, балетмейстер А.Я. Ваганова), Корали (“Утраченные иллюзии”, Астафьева, 1935, балетмейстер Захаров), Раймонды (“Раймонда” Глазунова, 1938, балетмейстер Вайнонен), Золушки ( “Золушка” Прокофьева, 1945, балетмейстер Захаров, Государственная премия СССР, 1946), Параши ( “Медный всадник” Астафьева, 1949, балетмейстер тот же), Тао Хао ( “Красный мак” Глиера, 1949, балетмейстер Л.М. Лавровский, Государственная премия СССР 1950), Катерины (“Сказ о каменном цветке” Прокофьева, 1954, балетмейстер Лавровский), вальс, ноктюрн и музыка ( “Шопениана”), концертные номера:
Умирающий Лебедь на музыку К. Сен-Санса ( в постановке М.М. Фокина), “Элегия” на музыку Рахманинова (балетмейстер К.Я. Голейзовский), “Голубь мира” на музыку Шумана-Шопена ( балетмейстер В.М. Чабукиани), вальс Рубинштейна (балетмейстер Захаров), “Либестраум” Листа ( балетмейстер А. Шуйский), “Русская” Чайковского (в постановке Петипа).
Создательница образов огромного масштаба, воплощавшая в танце сложнейшие драматические коллизии, Уланова завоевала всемирное признание. Работает как балетмейстер-репетитор в Большом театре. У нее совершенствуют своё искусство: Е.С. Максимова, В.В. Васильев, Н.В. Тимофеева, М.А. Сабирова, С.Д. Адырхаев, Л.И. Семеняка, Н.Л. Семизорова, И.С. Прокофьева, Н.Грачева и другие. Участвовала в гастролях за рубежом. Мировая слава пришла к Улановой на первых гастролях Большого театра в Великобританию в 1956 году и в США в 1959 году, где она выступила в ролях Джульетты и Жизели.