Стихи, посвященные Г.С. Улановой

На юбилей Улановой

Весь театр взрывается аплодисментами,

Вышли ложи и ярусы из берегов.

Разноцветный, сплошной, перевязанный лентами,

Полетел на Уланову дождь из цветов.

…На крылах возносясь, как молящийся инок,

Как носили с собой талисман в старину,

Я в нагрудном кармане носил ее снимок.

Лебединый тот образ прошел сквозь войну.

И — ни боли, ни ярости в сердце — главенство, 

И реальность железная не леденит.

Словно купол небес, нас влечет совершенство,

Одаряет нас чудом, с собой единит.

Обладает искусство магическим свойством

Возвращать нас в гармонию сказки опять.

Этот труд не учесть электронным устройством,

Никакой кибернетикой не подсчитать.

…А букеты — как зонтики! Цветы — как салюты!

Ни очнуться от чуда, ни слез утереть.

В нашей жизни бывают такие минуты — 

После них, говорят, что не жаль умереть.

И любовь и восторг разрастались не планово.

Как живой шевелился театр от цветов.

И пленительно мне улыбалась Уланова

Из пронзительных лет, из солдатский годов.

Михаил Львов, 1975 г.

На спектакль «Ромео и Джульетта»

Над Шекспиром поднят занавес.

Древних шпаг скрестились лезвия.

И, на повседневность жалуясь,

В зал светло вошла поэзия,

Отстранила спекуляции

И парламентские прения,

Как хирург на операции, 

Возвратила людям зрение!

Что их завтра ждет? Убогая

Гордость, проданная дешево?

Но пока искусство трогает

Все, что есть в душе хорошего.

От оркестра ветер пламенный

Рвется на простор, за стены.

И театр молчит, как каменный,

И не сводит глаз со сцены,

Где крылатая Уланова,

Вся из света и эфира,

Англичанам дарит заново

Их великого Шекспира

Екатерина Шевелева, 1956 г.

На новый год

Сижу в раздумье над письмом — 

Что можно пожелать Богине?

Но ведь и прелесть Ваша в том,

Что всей божественностью линий

Не заштрихован человек.

Не той, прославленной в молве,

А милой и земной Галине

Желаю я, чтобы отныне

Ее не мучил мудрый зуб,

Чтоб слева не было подножки

От закапризничавшей ножки

И хвори ни в одном глазу.

Желаю лета голубого,

Хороших книг, хороших встреч,

Как можно больше сил сберечь

Для Вашего искусства злого.

Минувший год был полон Вами

За все, за все благодарю.

И с мыслью о прекрасной Даме

Встречаю новую зарю.

1939 г.

Коварства озера

От солнца вспух мой бедный лоб

на озере.

В балете с головой утоп

на «озере».

Перед Богиней в лужу хлоп

на озере.

Охотник Лебедь нашу цоп

на озере.

1940 г.

На выставке Левитана

Солнце, легкий мороз. Вы изящная, хрупкая

Я иду с Вами под руку. Это сон и не сон.

Вы мечта и так близко, под беличьей шубкою,

Наши мысли текут в этот час в унисон.

Левитан. Его дали и заводи узкие,

Что так живо напомнили Вам Селигер,

Гармонируют с Вами задумчивой русскою

И бросают на Вас поэтический флер.

Завтра снова Вы — Лебедь, Раймонда, Мария,

Но сейчас в окружении этих картин

Словно Муза певучей бескрайней России

И ключа Вашей прелести мне не найти.

Жизель без Улановой

Жизель танцует не она — 

Перед спектаклем нам сказали.

Но Ею тишина полна,

Ей пела скрипка в темном зале.

Тоской мечты зову Ее.

Она летит в воздушном танце

(Продлись ведение мое)

Ей мысли, музыка и стансы!

Первое впечатление

Слышен грустный мотив. И является Лебедь

И высоким искусством душа пленена

И слова восхищенья не больше, чем лепет,

И затронута каждая в сердце струна.

Это музыка линий, вдохновенное пенье

Пируэтов, адажио и фуэтэ — 

Все сливается вместе в одном впечатлении

В изваянной искусством далекой мечте.

И уходишь взволнованный, с нежной тоскою

О прекрасном виденье прошедшего дня.

Чем ответить могу я, отплатой какою

Той, которая так подарила меня.

Д. Лузанов

27-28/VII-1939 г.

Дорогой Галине Сергеевне мои дорожные думы

«Уланово»… «Улан-Удэ» — 

Названье забайкальских станций

Как будто даже здесь (где-где’)

Витат образ феи танца.

Как хорошо за тыщи верст

Побыть воспоминаньем с Вами

И, руку протянув, как горсть,

Коснуться мысленно губами

В ответ протянутой руки!

Как близки, хоть и далеки,

Волненья первой с Вами встречи

Под новый год! Как мне сберечь их — 

Когда в них молодость души?!

Лишь накануне я впервые

Увидел «тихую Марию».

(Об этом говори, пиши —

не выразишь очарованье).

И вдруг нежданное свиданье.

Вы были в платье голубом

Такая милая, простая!

Казалось мне, что я в любом

Движении давно Вас знаю.

Шел об искусстве разговор.

Вы, имя чье — его эмблема,

Снимали всякий пафос с темы,

И я, смотря на Вас в упор,

Не мог подметить тени позы.

И магии не разгадал,

Как высекается из прозы

Поэзии живой кристалл.

О, дорогие мне черты

Естественности, простоты

И тонкого большого вкуса — 

В них образ Ваш. Напрасно тщуся

Воспеть его в моих стихах — 

Конечно, выйдет только «ах!»

Как вы в тот вечер оценили

Статью в журнале в Вашу честь.

Но это — было, будет, есть!

Не мало чувства Вам излили.

И сколько роз, пионов, лилий

Ваш украшало уголок!

О, если б рассказать я мог,

Какая музыка звучала

В моей душе, когда из зала

Театра я увидел Вас

Впервые лебедем. Сейчас

Все живо — каждое движенье,

Изгиб спины и кисти рук — 

Все в памяти… Тогда я вдруг

Узнал всю сладость ощущенья

Родиться вновь; себя ребенком

В искусстве увидать и звонко

Об этом миру прокричать.

Я вам пишу не сгоряча

И чувство в мысли облекаю, —

Но, Вашу скромность вспоминая, 

Боюсь, что пылкий дифирамб

Не по сердцу придется Вам.

Тогда забудьте строфы те.

Кончаю. О себе немного.

Я нахожусь теперь в Чите.

Жара и пыль. Моя дорога

По берегу Байкала шла.

Он весь окутан дымкой синей.

Туннелям не было числа.

Пленяли глаз изгибы линий,

Потом тянулось Забайкалье,

Красоты без конца мелькали:

Извивы рек, отвесы скал.

Но в этот мир рукой войны

Черты тревоги внесены:

Как бивуак — Иркутск-вокзал.

На всех разъездах эшелоны

Красноармейцев. И вагоны

Порожняка и день и ночь

На запад мчаться.

Спать ни в мочь.

Здесь ночью душно.

Я пишу, 

В мечтах на Селигер спешу

И вижу «домик в три окошка»

И вижу «к озеру дорожку».

С веслом Вы под гору идете

В украинке. Вся — как в полете.

Байдарка — «верная сестра»,

На берегу. Вот взмах весла

И в брызгах солнца и воды

По озеру плывете Вы.

Спокойной ночи, дорогая!

Берите все, что дарит лето!

А мне — видно, судьба такая,

Увидеть Вас уже Джульеттой

Сонет

Вокруг Вас море восхищений,

Хвала, как пена, льет к ногам,

Но суетность докучна Вам,

Смущая Ваш стыдливый Гений.

Всю прелесть линий и движений

Каким доверю я словам?!

Одно — «Уланова» и нам

Понятно: «Выше всех сравнений!»

Очарованье чистоты,

Изящества и благородства,

Гармонии и простоты — 

Богиня! Нам являлась ты,

Как чудный сон, как луч мечты,

О, наше горькое сиротство!

Ленинград, 1943 г.

Подражание песне

Наше северное солнышко!

Наша лебедь белокрылая!

На кого ж ты нас покинула

Сиротливых, обездоленных?!

Прохожу ли вдоль по улице

Мимо дома одинокого,

Загляну ль в твои окошечки — 

Сердце грустью обливается.

Вспомню ль прелесть несказанную

Лебединой твоей поступи,

Вспомню ль в лодке в брызгах солнечных

На твоем любимом озере — 

И таким все близким кажется,

И таким отрадным, ласковым,

Словно юность мне припомнится,

Иль желанный друг, единственный,

Иль — всего верней сравнение — 

Словно первая любимая!

Ленинград, 1943 г.

Ю.А.

Сколько бы бег быстрой реки ни 

встретил препятствий, все же все струйки

камни и мели кругом обойдя, ликуя сольются.

К тебе приникла я. Доверие мое так велико,

как будто я большому кораблю доверилась.

И долго, долго дай думать о тебе, что б мысль моя 

тебя как стену плющ обвила

О если б нас всегда несчастье миновало!

За плечи рукава закинув, перед жертвенною чашей,

я обращусь с мольбой к богам предвечным, владеющим 

землей, что бы они тебе и мне явили милость.

Под туфелькой Галюши «У»

Сижу в углу и ни гу-гу,

Сменив театр семейным кругом

Был режиссером — стал супругом.

Пермь, 1942, зима, декабрь

Селигер — озеро в Калининской области

Неприе — деревня на Селигере

И на Селигере, и на Селигере

Лорелея песенку поет

Кудри золотые и глаза большие

Темные как синий лед.

Есть на Селигере, есть на Селигере

В Неприи, где пятьдесят ворот,

Домик в три окошка, к озеру дорожка — 

Лестничкою через огород.

Маленький, да зоркий, домик на пригорке,

Домик, где всегда гостит она.

По лесу гуляет, славно загорает,

То смеется, то — глядишь — грустна.

Но она прекрасна и купальник красный

Ей костюм идет. Ей все идет.

Кто видал, поверит, что на Селигере

Лорелея в Неприе живет.

В песне мало склада. Это что — баллада?

Или сказка? Но — о чем, о ком?

Кто она, откуда? Что это за чудо

В Неприе над тихим бережком.

И отвечу ладом, что из Ленинграда.

И уж очень, правда, хороша.

Взглянет — и застонет, взглянет — и потонет

Юноши влюбленного душа.

Ей и горя мало: «Я ль того желала?»

И уже на озере. Быстра!

Стройной, загорелой — ей какое дело?

Ей байдарка — милая сестра.

Старая полудка и, допустим, шутка,

Шутка, хоть не очень весела.

Будет грустен каждый, кто слыхал однажды

Как спадают капельки с ее весла.

Озеро резное, озеро лесное,

Озеро подобно хрусталю,

И с весла байдарки на закате ярком

Капельки «Люблю, люблю, люблю».

Кудри золотые и глаза большие,

Темные как синий лед.

Кто видал, поверит, что на Селигере

Лорелея песенку поет…

Н.Радлов

Лето, 1939 г

  «…Мы узнали, что такое чудо».

…От оркестра ветер пламенный 

Рвется на простор за стены, 

А театр молчит, как каменный, 

И не сводит глаз со сцены, 

Где крылатая Уланова, 

Вся из света и эфира, 

Англичанам дарит заново 

Их великого Шекспира.

Шевелева Е.

Москва, 1980 г.